История почтового ящика
История почтового ящика
Компактный почтовый ящик, намертво вмонтированный в стену, давно стал частью привычного интерьера и является самым удобным способом коммуникации в мире. Но так было далеко не всегда. В древние времена доставка корреспонденции была делом сложным и опасным, а форма и назначение коробов для сбора посланий претерпевали значительные изменения. Хотя патент на резные контейнеры был выдан в середине XIX века в США, изобретение по праву принадлежит европейцам.
Древний мир
Доставку личной корреспонденции в осуществляли пешие и конные гонцы. В Персии письмо передавалось по цепочке от одного курьера к другому, а вот в Греции ценное известие вез от начала до конца один человек.
В Римской Империи была развита система доставки депеш и даже разработаны условно короткие маршруты, но вместе с падением Рима исчезла и почтовая коммуникация. На многие столетия мир утратил возможность пересылки писем и ценных грузов на дальние расстояния.
Средние века
В Средневековье князья-феодалы отправляли своих представителей в другие уезды или государства, и таким образом обменивались информацией. Британских, голландских и португальских мореплавателей часто использовали для перевозки писем на морских и торговых судах. Сами моряки делились информацией с другими экипажами на Мысе Доброй Надежды. На берегу полуострова были устроены каменные «тайники», в которые и помещали записки члены команды.
«Башмак»
Однажды португальский караван под управлением открывшего Мыс Надежды мореплавателя Бартоломео Диаша, проплывал мимо полуострова и попал в сильнейший шторм. В результате погибли почти все суда. Уцелел только один корабль. Команда решила вернуться домой, но один из членов экипажа решил подробно описать случившееся на бумаге и оставил послание в башмаке на дереве, растущем на южноафриканском берегу. Через год письмо обнаружил Жуан де Нова, и в память о случившейся трагедии воздвиг часовню, около которой выросло новое поселение. Башмак еще долго служил контенером для писем, оставляемых моряками с проплывающих судов и населением. Спустя годы на берегу был установлен памятник одному из первых почтовых ящиков в мире.
Европейская почта
Почтовые линии Турн-и-Таксис
В средние века самыми известными каналами передачи корреспонденции были монастырская, королевская и университетская почты. Династия Турн-и-Таксис нанимала курьеров, которые лично доставляли письма европейским вельможам и частным гражданам в течение 400 лет (со второй половины ХV века до 1867 года) всего за 5 суток.
Венецианские и флорентийские тамбуро
В конце 16 века в Италии на фасадах городской ратуши и церквей начали появляться зловещие барельефы с отверстием для доносов. «Бдительные» горожане бросали в щели анонимные записки на «подозрительных» ученых, «предполагаемых» колдунов и обвинения на «врагов государства».
Триумфальное шествие по Европе
Средневековый «детектор лжи» стал прообразом почтовых ячеек во многих европейских странах:
-
- В 1653 году во Франции Жан-Жак Ренуар Де Велайе решил продолжить эксперимент, но без зловещего умысла.
-
- 1785 год, Вена, Австрия. Почтовые ящики, украшенные изображением письма и сигнального рожка, вешали на стены домов.
-
- Первый ящик-колонну для входящей корреспонденции из литого чугуна установили в Лондоне в 1866 году. Были также экспресс-ящики, куда можно было опустить письмо и монету оплаты услуги доставки. Короб был оснащен специальным рычагом для вызова курьера.
1874 год. Шведский конструктор разработал универсальную конструкцию с металлическими направляющими, прикрепленными к подвижному днищу прямоугольного ящика. Принадлежность к тому или иному почтовому департаменту определялась по цвету ящиков.
Россия
До XIX века услуги доставки корреспонденции в России предоставляли ямщики. Кибитки останавливались на почтовых станциях (ямах), где забирали и оставляли письма.
Первый почтовый ящик классической формы шириной 34 и высотой 58 см был представлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Это была деревянная конструкция, обшитая металлом. В ячейки можно было опускать конверт с оттиском Почтового департамента России. Легкие ящики иногда уносили вместе с содержимым, поэтому было принято решение изготавливать тяжелые чугунные короба, вес которых достигал 40 кг.
В 1910 году конструктор Юрий Шабаров разработал модель небольшого железного контейнера с открывающейся донной дверцей. Металлические капсы намертво прикреплялись на стену.
В 1928 году на московских трамваях появились мобильные ящики для писем. Корреспонденция извлекалась на остановке рядом с главпочтамтом, но такая практика не прижилась.
Сегодня любой человек может получать почту на дом, через персональную ячейку или заказать курьерскую доставку.
Интересная статья! Ничего себе...ящичек весом 40 кг., такой действительно, не унести)
Узнала много интересного про почтовые ящики.Пойду загляну в свой,может найду для себя весточку.
В наше время надо изобретать какие то антивандальные почтовые ящики, а то молодежь периодически громит бедные ящики, корежат, выворачивают дверцы. Причем так у нас по всему городу, не говоря уж про надписи на этих ящиках.