Новости

Оформление электронной транспортной накладной займет на 20 минут меньше времени, чем бумажной

Оформление электронной транспортной накладной займет на 20 минут меньше времени, чем бумажной

Переход на ЭТрН повысит скорость обмена данными, сократит сроки оплаты перевозки. Но главное — применение ЭДО в грузоперевозках позволит исключить с рынка недобросовестных игроков. Среди нерешенных вопросов: порядок обмена сообщениями между участниками перевозки при переадресовке груза. Не прописаны и некоторые форматы заполнения документов в электронном виде. Не все игроки рынка солидарны с тем, что переходного периода может быть достаточно.

На 20 минут снизится время оформления транспортной накладной при переходе в электронный формат, по расчетам ПЭК и «Контура». Помимо сокращения объема ручного труда это также минимизирует ошибки, так как часть разделов накладной в IT-системе будет заполняться автоматически.

Кроме того, переход на ЭДО поможет ускорить обмен документами.

На пересылку бумажной версии транспортной накладной может уходить от 5 до 30 дней (в зависимости от конечной точки маршрута). Без получения оригинала накладной за подписями всех участников перевозки, оплата невозможна. В случае с ЭДО, транспортная компания визирует накладную в течение нескольких минут после завершения перевозки, следовательно, можно выставлять счет, рассказал руководитель направления логистики ПЭК Роман Трофимов.

Что касается затрат при переходе в электронный формат, они сопоставимы с расходами на бумажные перевозочные документы.

«Контур» выделяет три категории затрат при переходе на электронную транспортную накладную.

Первая — разовые затраты, в том числе на приобретение и интеграцию в информационную систему компании модуля. Их размер зависит от конкретных характеристик IT-систем. Специалисты «Контура» оценивают эти расходы в 50-500 тыс. руб.

Вторая группа затрат — оплата услуг оператора и тарифа с мобильным интернетом у провайдера сотовой связи. Например, стоимость одного документа в сервисе «Логистика» от «Контур.Диадока» — от 5,3 руб. до 9,3 руб. в зависимости от объема пакета. Чем больше количество документов, тем ниже стоимость.

Третья группа — регулярные расходы на приобретение устройств для обмена документами и за использование модуля оператора ЭДО. Стоимость смартфона или планшета — от 10 тыс. руб. Ежегодная плата за использование модуля составит в среднем 16-20 тыс. руб., подсчитали эксперты «Контура».

«Допустим, в автопарке компании — 50 транспортных средств. Загрузка парка — 90%, каждое ТС совершает один рейс в день. С учетом установки модуля для 1С, покупки смартфона водителю и затрат на мобильный интернет расходы, на одну ЭТРН составят в среднем 10 руб.», — приводит пример руководитель проекта «Логистика» в «Контуре» Павел Коптелов.

Переход на электронные документы также повысит прозрачность перевозки. Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта оценил объем «серого» рынка грузоперевозок в 2021 году в 70-80%. С переходом на ЭДО в государственной информационной системе будут доступны все данные об условиях транспортировки, включая информацию о транспортном средстве, водителе, стоимости перевозки и т.д., поясняет руководитель направления развития логистики ПЭК Роман Ткаченко. По его словам, скрыть часть информации о перевозке будет невозможно, и, как следствие, есть возможность исключить недобросовестную конкуренцию за счет оптимизации налогов и сборов.

«С 1 февраля мы запустили опытную эксплуатацию грузоперевозок с электронной транспортной накладной совместно с партнером “Контур” — экосистемой продуктов для бизнеса. Доработана информационная система с учетом требований по заполнению электронных документов, интегрирован в 1С модуль. Это позволит масштабировать применение ЭТРН на всю сеть ПЭК, которая состоит более чем из 200 филиалов», — рассказывает Роман Трофимов.

По его словам, для участников рынка важно, чтобы процесс использования электронных перевозочных документов не привел к задержкам в поставках. Часть вопросов уже сняты, но сохраняются и нерешенные моменты.

По словам Елены Ткаченко, руководителя проекта «Экспертный совет «Электронные документы – эффективная экономика», внедрение новой формы ТРН принесет немало положительных изменений: например, исключение из документооборота посредников, которые физически не принимают груз во владение или не осуществляют перевозку собственным транспортом.

«Не разработаны форматы дополнительных служебных сообщений и документов, которые в комплексе с транспортной накладной позволяют автоматизировать процесс оформления перевозки. Например, не подготовлен формат электронной заявки, на основе которой в дальнейшем формируют транспортную накладную, а также формат уведомления о переадресовке груза или отказе транспортной компании от перевозки», — поясняет Елена Ткаченко.

«Необходимо также нормативно закрепить презумпцию невиновности перевозчика в случае, если электронная транспортная накладная была отправлена в ГИС ЭПД, но сотрудник ГИБДД не может ее найти. Водителю будет сложно “в полях” доказать обратное», — уточняет она.

Эти и другие вопросы предстоит решить уже в этом году при переходном периоде. Ранее министр транспорта Виталий Савельев сообщал, что применение ЭТРН может стать обязательным уже с 1 января 2023 года.

Руководитель направления логистики ПЭК Роман Трофимов назвал срок реалистичным. Сейчас можно выполнить все настройки и начать подписывать ЭТРН в режиме технологического тестирования, а в нужный момент подключить к обмену Государственную информационную систему «Электронные перевозочные документы», пояснил руководитель проекта «Логистика» в «Контуре» Павел Коптелов.

Но постановление Правительства №2116, которое определит порядок обмена электронными перевозочными документами, вступит в силу только с 1 сентября 2022 года. Без утверждения этого документа продуктивная работа с электронными перевозочными документами вряд ли возможна, считает Елена Ткаченко, руководитель проекта «Экспертный совет «Электронные документы – эффективная экономика».

 

 

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Курьерская доставка, посылки и письма. О логистике, перевозках и доставке.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять